Fortnight in Paris

Я приехала в Париж с затаённым страхом разочароваться. Это был город, в котором я грезила оказаться, и не оправдай он моих ожиданий, какая-то (достаточно значительная) часть меня бы умерла. Но, к безмерному моему счастью, всё случилось ровно наоборот.
Я обрела город своей души, свой город, понимаете? В который я теперь как можно скорее вернусь, в идеале  — переселюсь. 

На этой странице я решила поделиться с вами тем, что произвело на меня такое большое впечатление, и рассказать о местах, очень мне полюбившихся: музее Orangerie и книжном магазине "Shakespeare&Company".

о впечатлениях

Когда я впервые оказалась на парижской улице, маленький эстет внутри меня возликовал. Я так люблю смотреть на все красивое, а Париж  — это когда ты смотришь направо, и там красота. Потом смотришь налево, перед собой, оборачиваешься  — и везде красота! 
Все фасады домов  одинаковой высоты, все из тесаного камня и с очаровательными узенькими балкончиками из кованого железа. Таким своим видом Париж обязан архитектору Осману, по проекту которого в период 1852-1870 гг. были снесены ветхие кварталы для бедняков, на месте которых построили  жилые дома единого образца.

Конечно, такие дома  — это не единственное архитектурное достояние Парижа. Соборы, кафе, музеи, магазины тоже очень радуют глаз! Но жилые дома  — тот фон, в который все они вписаны.

Парижане  — это отдельная история. Одного взгляда на них хватает, чтобы понять, как же сильно они от нас отличаются. Познер, любимый мой журналист, в одном из своих интервью сказал, что у французов такой вкус к жизни, какой больше ни у кого в Мире не найти.

Действительно, что бы они ни делали, они делают это с видимым удовольствием и никуда, в отличие от нас, москвичей, сломя голову не спешат.

Причём французское отношение к жизни  — это совсем не про гедонизм, как можно подумать. Скорее, они нашли, вернее, впитали с молоком матери идеальный баланс между работой и отдыхом, целое искусство жить, именуемое l’art de vivre.

И выглядят парижане ну очень здорово! Причём все, от мала до велика, мужчины (!) и женщины. Я была в восторге от пар, как сногсшибательно они вместе смотрятся, и от пожилых людей, которых язык не повернется назвать бабушками, дедушками. Столько в них живого интереса к жизни, достоинства, легкости. 

И конечно, немалую роль в завоевании Парижем моего сердца сыграло то, что Франция  — колыбель импрессионизма, где смотреть на картины  — всё равно, что дышать. Можно бесконечно бродить по залам музеев Д`Орсе, Оранжери и Помпиду, всматриваясь в одно за другим полотна Моне, Мане, Дега, Родена, Ван Гога, Ренуара, Гогена...

Даже думаю, что будь я привидением с незаконченной миссией на этой Земле, то это было бы доскональное изучение каждой картины этой огромной невероятной коллекции. 

места силы

Раз я начала говорить о живописи, то резонным будет начать вторую часть статьи с Le Musée de l’Orangeri.

 

Музей Оранжери  — это картинная галерея в садах Тюильри (тех, что раскинулись перед Лувром), в которой выставлены работы импрессионистов и постимпрессионистов. Музей находится в здании бывшей оранжереи и  сам по себе относительно небольшой, так что можно ознакомиться со всей экспозицией за одно посещение.

 

Самое удивительное в этом музее — два Овальных зала с выставленной в них серией "Кувшинок" Клода Моне. Художник — как настоящий импрессионист — был одержим идеей передать кистью изменчивую, неуловимую игру света и тени в Природе. На протяжении последних 30 лет жизни Моне раз за разом изображал Водяные лилии в саду своего имения Живерни в стремлении добиться желаемого.

 

Последним проектом художника стала серия из 8 масштабных полотен одной высоты и разной длины, завещанных Франции и выставленных сегодня на стенах 2-ух овальных залов музея.

В своей задумке Моне рассчитал всё: формы, изгибы, расположение, цикличную композицию и пространство между панелями,  ненаправляемый ход посетителей через несколько входов в помещение и, главное, льющийся сквозь прозрачную крышу дневной свет, озаряющий залы галереи в солнечный день и омрачающий ее, когда солнце скрывается за облаками. Благодаря этому всему изображенный пейзаж меняется с каждой минутой, подчиняясь законам природы и воле художника. 

Вышло поистине завораживающее зрелище. Помню, как кружила по Овальным залам, не в силах оторвать взгляд. И как вернулась, осмотрев основную экспозицию на -1 этаже, и как трудно было снова уйти.

Второе волшебное место, о котором мне не терпится рассказать вам — книжный магазин "Shakespeare and Company".

"Я создавал этот книжный магазин так же, как пишут роман, выстраивая каждую комнату, как главу, и мне нравятся люди, которые открывают дверь так, словно они открывают книгу —  книгу, которая ведет в волшебный мир их воображения".

Джордж Уитмэн. 

"Shakespeare&Company" — это книжный магазин англоязычной литературы на противоположенном от собора Нотр-Дам берегу Сены. С самого открытия в 1951 этот магазин был центром притяжения британских и американских писателей и читателей, который со временем превратился в своего рода литературный институт левого берега. 

 

Изначально магазин назывался "Le Mistral". Его основатель Джордж Уинстен изменил название на сегодняшнее — на 400-летие со Дня Рождения Уильяма Шекспира — в честь оригинального магазина Сильвии Бич , которой он всю жизнь восхищался.

Магазин и библиотека Сильвии Бич на  на улице Одеон 12 был некогда так же  центром англо-американской литературной культуры и модернизма в Париже. Писатели и художники «потерянного поколения», такие как Эрнест Хемингуэй, Эзра Паунд, Фрэнсис Скотт Фицджеральд и  Гертруда Стайн проводили там львиную долю своего времени.

 

В своей книге "Праздник, который всегда с тобой" Хэмингуэй описывает хозяйку магазина как очень приветливую и умную девушку,  всегда готовую прийти на помощью попавшему в беду человеку. Сильвия сама выбирала книги для своего магазина, основываясь исключительно на своем (безупречном) вкусе. И это в ее магазине Хэммингуэй открыл для себя русских классиков, которых раз и навсегда полюбил. А в 1940 г. во время немецкой оккупации Парижа магазин Сильвии Бич закрылся.

 

Джорж Уильям твёрдо вознамерился возродить в своём магазине некогда  царившей на Одеон 12 дух интиллигенции  и  скоро превратил "Shakespeare and Company" на улице Бюшри, 37  в новый центр эмигрантской литературной жизни Парижа.

 

Когда Джорджу Уитмену было чуть за 20, во времена Великой Депрессии в США, он отправился путешествовать с 40 долларами в кармане. Он шёл пешком, ловил попутку и ехал на поезде от одного края Америки до другого. Добрые поступки других по отношению к нему в этой поездке — как, например, когда он серьёзно заболел где-то в безлюдной части штата Юкатан, и его нашло и вылечило племя Маянцев — произвели на Уитмена огромное впечатление и определили его философию : Будь гостеприимен к странникам, потому как они могут быть скрытыми ангелами  .

 

Так, с первого же дня открытия магазина писателям, художникам и другим представителям творческих профессий  было предложено приходить в магазин  и спать на служивших днем скамейками маленьких кроватях среди магазинных полок и стопок книг. 

 

Единственные три условия для таких гостей были: читать по книге в день, помогать по несколько часов в магазине и написать автобиографию длиной в страницу. Тысячи таких автобиографий собирались с течением лет и сейчас образуют собой огромный архив, запечатлевший поколения писателей, художников и мечтателей, которые оставили за собой частички своих историй.

 

Сегодня магазином управляет дочь Джорджа Уитмена, Сильвия, которая сохраняет традиции "Shakespeare&Company" и всячески поддерживает начинающих писателей, устраивает литературные фестивали, чтения поэзии и встречи с авторами. 

 

Что касается моих впечатлений от этого места, то если Париж стал  моим любимым городом, то книжный "Shakespeare and Company" — в принципе любимым местом на Земле.

Там такая добрая атмосфера и кажется, будто время застыло и даёт тебе шанс. Я не знала тогда истории магазина, но чувствовала, что это место силы и что оно питает меня.

В дни, когда было грустно — а я словно за 10 дней успела пройти весь процесс аккультурации: от восторга знакомства до счастья чувствовать себя дома через низшую точку тоски и отчаянья — я приходила в Sh&Co, брала с полки книгу и, листая её в дальней комнатке на диванчике,  обретала себя.

Само собой, это не всё, что я могла бы и хотела бы рассказать про Париж. Многое в статью не вошло по причине того, что сделало бы её  непростительно длинной. Так "за кадром" остались музей Орсе, обустроенный в здании самого красивого в Мире не оправдавшего технических надежд вокзала; парижская кофейная культура, которая совсем не имеет ничего общего с древней культурой парижского кафе; городской оазис Люксембургского сада; ночной Монмартр и его художники, определяющие за миг, откуда вы  родом; винтажные магазинчики квартала Маре и история голубого свитера с фото выше; равно как и истории всех тех замечательных людей, с которыми мне в Париже довелось познакомиться. 

 

Плюс ко всему у меня остались тонны фотографий, и вот ими я позволю себе с вами поделиться. :)